Рекомендации научных руководителей


Выбор темы и о формулирование цели исследования
Это самый важный и самый сложный этап начала работы над исследованием. Чем конкретнее название темы, тем грамотнее. Так, темой исследования не может быть раздел предметной области (например, «Физические явления в химии»), не может быть отдельная тема учебного курса (например, «Великая французская революция»). В выборе темы помогут вопросы: что изучаете в данной теме, зачем, почему, к чему в конечном итоге вы стремитесь? Вопросы заставят школьника думать и целенаправленно искать точку отсчёта начатого исследования. Напрямую это относится и к определению целей и проблем исследования. При формулировании цели работы можно использовать глаголы, такие, как описать, выявить, проанализировать, провести сравнительный анализ, систематизировать, обобщить и т.д. Поиск темы, проблемы, цели исследования и изучение на этом этапе большого количества литературы – самый интересный период – период размышления, или, как называл его великий Иван Павлов, – «размыслевания». Эпиграфом к его основному труду жизни и стали слова «Это труд моего 25-летнего думания». Что может быть красивее!
Методы исследования
Методы исследования можно разделить на: теоретические, исторические, математические, эмпирические. Рассматривая метод как способ достижения цели, в исследовании можно использовать следующие методы: наблюдение, сравнение, счёт, измерение, эксперимент, анализ и синтез, формализация и т.д.
Этапы выполнения проектно-исследовательской работы (реферата)
  Этап 1. Подготовительный. Изучение состояния вопроса:
·        подбор, просмотр литературы, относящейся к исследуемому вопросу, составление библиографической картотеки;
·        выбор источников, требующих детального изучения;
·        обобщение источников и литературы, составление раздела «Состояние вопроса».
Рекомендации: вначале изучается литература и источники, опубликованные в текущем году, затем по реферативным журналам – материалы за предыдущие пять и более лет. Используется система «Интернет» для информационного анализа. По рекомендации руководителя изучаются монографии по данному вопросу; при работе с литературой и источниками рекомендуется составление базы данных в виде картотеки или на компьютере.
Результат I этапа:
1 – составляется обзор литературы, который представляет собой самостоятельный раздел проектно-исследовательской работы или реферата;
2 – обзор литературы должен содержать краткое изложение результатов, их критический анализ, а также выводы о возможности использования этих результатов в собственных исследованиях;
3 – формулируются цель и задачи исследования, рабочая гипотеза.
  Этап II . Разработка и организация выполнения работы:
1 – поиск аналогов научного и технического решения данной проблемы с помощью руководителя темы;
2 – анализ особенностей объекта исследования;
3 – выбор и обоснование методов исследования при решении поставленных задач (теоретических, экспериментальных и др.);
4 – организация и проведение экспериментальной части (если она присутствует в исследовании).
Результаты II этапа работы:
1 – составление календарного плана;
2 – уточнение цели, задач и гипотезы исследования;
3 – уточняются ожидаемые результаты.
  Этап III . Составление и оформление работы. План работы над рефератом
Эта работа может быть промежуточным отчётом (докладом), рефератом, творческой работой, дипломной выпускной работой.
1. Промежуточный отчёт. Отчёт можно заслушать на заседании секции или на научно-практической конференции школьного научного общества «Эврика». Основное содержание доклада – отчёт об определённом этапе работы с выступлением научного руководителя (актуальность исследования, его целесообразность, уровень подготовки).
2. Реферат. Реферат (монографический или тематический) представляет собой самостоятельное средство учебно-научной коммуникации. Реферат может рассматриваться как самостоятельная аттестационная работа выпускника школы при условии, если работа представлена не как информационный обзор по теме, а в ней присутствуют анализ, обобщение, обработка материала и сделаны собственные выводы. Хороший реферат – тоже научная работа. Ценность реферата в его полноте и качестве предварительного изучения научной литературы и ее критическом анализе.
·       
Структура реферата.
Введение: обоснование темы реферата, её актуальность, значимость; перечисление вопросов, рассматриваемых в реферате; определяются цели и задачи работы; приводится обзор источников и литературы.
Основная часть: основная часть имеет название, выражающее суть реферата, может состоять из двух – трех разделов, которые тоже имеют название. В основной части: глубоко и систематизированно излагается состояние изучаемого вопроса; обсуждаются противоречивые мнения, содержащиеся в различных источниках, анализируются и оцениваются с особой тщательностью.
Заключение (выводы и предложения): формулируются результаты анализа эволюции и тенденции развития рассматриваемого вопроса; даются предложения, как решить существенные вопросы лучше и иначе, чем до сих пор.
Библиография.
  Этап IV . Защита реферата

Комментариев нет:

Отправить комментарий